Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни. Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
Одной из важных задач Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов..." Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МБДОУ функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ТППК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада.
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Групповые помещения и другие помещения в МБДОУ, в которых осуществляется образовательная деятельность, позволяют реализовать программу дошкольного образования, в том числе лицами с ОВЗ.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды МБДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
В МБДОУ присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы МБДОУ, где находятся дети с ОВЗ, оборудованы специальной мебелью, индивидуальной мебелью.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги.
В МБДОУ имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ: физкультурное оборудование (гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков); спортивный инвентарь (мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.) Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На улице оборудована спортивная площадка для проведения занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей с ОВЗ. Прогулочные площадки каждой возрастной группы оборудованы игровым и спортивным оборудованием.
Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В МБДОУ отсутствует отдельное помещение, отведенное под библиотеку. Однако в методическом кабинете и групповых помещениях МБДОУ имеется необходимое методическое обеспечение для реализации Образовательной программы дошкольного образования, в том числе приспособленное для использования лицами с ОВЗ.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ разработан Паспорт доступности, согласно которому объект признан частично-доступным. Для инвалидов на креслах-колясках частично доступен первый этаж. Территория МБДОУ соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения, обеспечен доступ к зданию МБДОУ.
Оборудование помещений МБДОУ и прилегающей к ней территории имеет следующие показатели:
В МБДОУ проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом. Также разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов. Работники МБДОУ прошли курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС ДО".
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ.
В МБДОУ строго соблюдаются все нормы питания обучающихся, предусмотренные санитарными нормами и правилами. В детском саду организовано 4-разовое сбалансированное питание, которое включает: завтрак, обед, полдник, ужин. Питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья в МБДОУ организована в соответствии со статьей 41. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Разработаны и применяются следующие меры по охране и укреплению здоровья воспитанников:
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. МБДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В детском саду создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ. Информационная база МБДОУ оснащена локальной сетью, электронной почтой, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт учреждения. В целях обеспечения доступности к информационным материалам на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для слабовидящих. Сайт МБДОУ обновляется по мере поступления информации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Для повышения качества педагогического процесса в МБДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.
Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, экологических представлений, художественному творчеству, коммуникации, музыке. Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, педагогических советах, семинарах, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги МБДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов для занятий с детьми разных возрастов, в том числе с лицами с ОВЗ (в психолого-коррекционной работе, в логопедической коррекции).
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ имеются в наличии технические средства обучения для коллективного и индивидуального пользования, обеспечивающие реализацию образовательных программ с применением электронного обучения, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ: интерактивный комплекс (пузырьковая колонна, фиброптический душ, световая лесенка, зеркальный шар, проектор), интерактивное оборудование (доска, проектор), компьютеры, ноутбуки, телевизоры, аудиосистемы для коллективного и индивидуального пользования, в том числе для индивидуального и коллективного использования для детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями (детей-логопатов, детей с особенностями развития личностной и познавательной сферы.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие, интернат в образовательном учреждении не предусмотрены
Количество жилых помещений в общежитиях, интернате, приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ
Общежитие, интернат в образовательном учреждении не предусмотрены